СКОРО В ШКОЛУ!
Поступление ребенка в школу — это переломный момент в его жизни. Новые условия предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию будущего школьника, а также к степени сформированности у него устной речи, правильного нормативного звукопроизношения.
Что же должен уметь и знать 5-6-летний ребенок?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
— Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; дети, горка, санки, кататься, с, на.
— Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка, сок из слив — сливовый сок.
— Объяснять содержание пословиц. Например, “Чтобы рыбу есть, нужно в воду лезть”.
— Составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из жизни.
— Выразительно читать стихи, с разной интонацией передавать строки, в которых выражается радость, восторг, грусть и т. д.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
— Выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут.
— Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
— Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
— Точно копировать узор или движение.
— Легко играть в игры на внимательность и скорость реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки — хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей — сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта — положить руки на плечи. Или так: если услышал слово, на конце которого звук “а”, — подними руку.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
— Запоминать 8-10 картинок за 0,5—1 минуту.
— Запоминать считалки (например: “Три гуся летят над нами, три гуся — над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?!”) и скороговорки (например: “Цыпленок с курицей пьют чай на улице”).
— Запоминать фразы (например, “Юля и Оля рисуют цветными карандашами”; “Осенью часто идет дождь”; “Лена играла с мячом, кубиками, волчком, куклой, мишкой”).
— Рассказывать по памяти рассказы, стихи, сказки, содержание картинок.
— Точно повторять текст, состоящий из 3-4 предложений.
ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
— Называть свое и родителей имя, отчество и фамилию.
— Знать название своей страны, города, планеты и столицы Родины.
— Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую они приносят пользу людям. Знать профессии родителей.
— Называть времена года, дни недели, части суток в их последовательности.
— Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
— Отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников.
— Называть все явления природы.
МАТЕМАТИКА
— Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки“+”, “-”, “=”, “>”, “<”.
— Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
— Как пользоваться арифметическими знаками действий.
— Как разделить круг и квадрат на две и четыре равные части.
— Состав чисел первого десятка.
— Прямой и обратный порядок числового ряда.
— Как получить число первого десятка, добавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним ряда.
— Название текущего месяца, последовательность дней недели.
ОСНОВЫ ГРАМОТНОСТИ
— Составлять предложения из 3-5 слов.
— Составлять схему предложения.
— Делить простые предложения на слова.
— Делить слова на слоги.
— Различать гласные и согласные буквы.
— Определять, на какой слог падает ударение.
— Определять мягкость и твердость звуков в словах.
— Определять количество звуков и букв в слове.
— Определять по интонации повествовательное, восклицательное , вопросительное предложения.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
— Закончить предложение: “Если стол выше стула, то стул...”, “Если два больше одного, то один...”, “Если река глубже ручей, то ручей...”.
— Находить лишнее слово среди группы слов, например: “Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений”, “Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога”, “Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный”.
— Отвечать на замысловатые вопросы, например: “Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если станет на две ноги?” — и др.
— Определять последовательность событий.
— Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
— Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
— Складывать из конструктора по образцу любую фигуру. Сложить из бумаги, по указанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
— Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованным на листе бумаги.
— Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
— Складывать пазлы без посторонней помощи.
— Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображения предмета.
— Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
— Заштриховывать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
— Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?
В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.
Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым. Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.
Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.
Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.
Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.