Школа и семья: без конфликтов авторитетов
Некоторые учреждения образования, несмотря на все реформы, остаются излишне системными; и иногда вместо раскрепощения подавляют волю и инициативность учеников. Детей предпочитают припугнуть, а не мотивировать. Мой сын учится в первом классе. И за последние полгода он столько раз произнес слова «мама, а нам этого нельзя», сколько не произносил до сих пор. Сама неоднократно наблюдала, как учителя одергивают детей в школе за то, что они позволяют себе бегать по коридорам, шуметь на переменах, а в туалет ходить можно только по расписанию. И это проблема не только одной школы. Хотелось бы получить комментарий детского психолога на мои вышеизложенные наблюдения.
(Вопрос был задан на пресс-конференции БелТА)
Отправляя ребёнка в школу, Вы доверяете ей самое дорогое — его жизнь и здоровье. Школа в свою очередь берет на себя ответственность за Вашего ребенка, в том числе и за его безопасность. Поэтому те правила, которые прописаны во внутреннем распорядке школы, прежде всего, призваны оберегать ребёнка. Другое дело, какие методы использует учреждение образования для того, чтобы эти правила объяснить и проконтролировать их выполнение.
Если вы описываете ситуацию в конкретной школе, которую посещает Ваш ребенок, то, можно сказать, что данное учреждение предпочитает выстраивать воспитательный процесс на основе запретов, не всегда учитывая возрастные особенности ребёнка и необходимый период адаптации для первоклассников.
Начало школьной жизни – это серьезное испытание для ребёнка. Он должен привыкнуть к новым требованиям, обязанностям, новым людям. Кардинально изменяется не только условия жизни, но и социальный статус – ребёнок становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений.
Период адаптации ребёнка к школе занимает от 2-3 недель до полугода. Всё индивидуально. В любом случае, такие перемены – это стресс. Чем больше различий между тем, что ожидают от ребёнка школа и семья, тем сложнее ему будет адаптироваться к новым условиям.
Начиная с первого школьного дня от ребёнка ожидается усвоение сложных социальных правил, которые регулируют отношения не только с одноклассниками, но и с другими участниками образовательного процесса. Отношения выстраиваются на основе компромиссов: с одноклассниками – между соперничеством и сотрудничеством, с учителями – между независимостью и послушанием.
В своём вопросе, Вы подчеркнули, что Ваш ребёнок за последние полгода часто произносил «мама, а нам этого нельзя». А знает ли он, почему ему это запрещают? Как звучит само правило, какие последствия могут быть, если его нарушить? Если ребёнок не знает ответов на эти вопросы, ему будет сложно соблюдать эти правила. Также это может привести к развитию школьной дезадаптации. Её причины лежат в неготовности ребёнка изменить привычный образ жизни, большой нагрузке, а также (и это следует выделить) в эмоциональном дискомфорте из-за неопределенных представлений о требованиях учителя, нормах поведения, цели пребывания в школе и др.
Важно наладить конструктивный диалог между родителями и администрацией учебного заведения. Если Вы знаете, как можно улучшить или повысить качество правил внутреннего распорядка школы, попробуйте проявить инициативу и, подготовив конкретные предложения, обсудить их на одном из родительских собраний.
Также важно понимать, что ответственность за процесс воспитания ребёнка как ученика лежит не только на школе, но и на семье. Если вас беспокоит то, как правила преподносятся учителями и администрацией, Вы можете, предварительно ознакомившись с правилами внутреннего распорядка, самостоятельно объяснить их ребёнку в понятной и доступной форме. Важно показать ребёнку не только, что нельзя делать, но и почему.
Кроме того, в школе установлен определенный режим: не все, что позволяется дома, может быть доступно в школе. Здесь не должно быть конфликта авторитетов. Важно, чтобы мнение учителя и родителя совпадало — так ребёнку будет легче понимать и принимать установленные правила. Это касается не только безопасности. Учитель в свою очередь, как и семья, по необходимости может повторять правила, акцентируя внимание на возможных последствиях при их нарушении.
По материалам рубрики «Псіхалагічная майстэрня,» газеты «Настаўніцкая газетa» № 12 (8360), суббота, 1 февраля 2020 года.