Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений и навыков, интеллектуального и морального, творческого и физического развития обучающихся при реализации программ дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного образования детей и молодёжи, программ воспитания.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.
В соответствии с инструкцией аттестация проводится:
на присвоение квалификационной категории (второй, первой, высшей) – по инициативе руководителя организации системы образования (с согласия педагогического совета учреждения образования).
Претендовать на присвоение квалификационной категории “учитель-методист” имеют право учителя, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Квалификационная категория присваивается педагогическому работнику по каждой занимаемой должности, если это предусмотрено соответствующей квалификационной характеристикой.
Аттестация на подтверждение квалификационной категории ( по инициативе руководителя учреждения образования с согласия педагогического совета) может проводиться только в двух случаях:
если педагогический работник снизил уровень своей работы и деятельность которого не отвечает современным требованиям:
если педагогический работник имеет перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет.
Такой аттестации не подлежат беременныеженщины и женищины, которые имеют детей в возрасте до пяти лет, члены аттестационной комиссии.
Аттестация на подтверждение квалификационной категории является для педагогического работника обязательной и может проводиться не более одного раза в пять лет.
Обязательные условия допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории:
соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
наличие стажа работы (за исключеним случаев, предусмотренных частями третьей-пятой, седьмой пункта 19, пунктами 20, 20΄ Инструкции в соответствии с первой, второй и шестой частями пункта 19 Инструкции.
Согласно пункту 47 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 №954 (с дополнениями и изменениями), руководители организаций обеспечивают направление педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального и дополнительного образования детей и молодёжи, для получения образования при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Преференции в аттестации:
на присвоение квалификационной категории – пункт 20 Инструкции;
освобождение от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение, подтверждение высшей квалификационной категории – пункт 30 Инструкции.
II. Локальные документы по аттестации педагогических работников
Приказ о составе аттестационной комиссии учреждения образования
Приказ(ы) о проведении аттестации педагогических работников (с приложением графика аттестации)
Приказ(ы) об утверждении графика аттестации педагогических работников (дополнений к графику) (с приложением графика)
III. В помощь педагогическим работникам к аттестации
Форма заявления на аттестацию
Критерии и показатели оценки деятельности педагогических работников
Примерная программа изучения педагогической деятельности аттестуемого
Советы педагогу, аттестующемуся на вторую, первую, высшую квалификационную категорию (материалы на усмотрение учреждения образования). Например, памятка по подготовке самоанализа педагогической деятельности к аттестационному собеседованию, памятка по самоанализу учебного занятия, алгоритм подготовки педагога к аттестации).
IV. Для педагогических работников, претендующих на присвоение высшей квалификационной категории
С процедурой проведения квалификационного экзамена, программой квалификационного экзамена по соответствующему направлению педагогической деятельности, требованиями к описанию и оформлению опыта педагогической деятельности, критериями и показателями его оценки можно ознакомиться на сайтах следующих учреждений образования, которым предоставлено право проведения квалификационного экзамена:
ГУО «Витебский областной институт развития образования»
https://voiro.by/методисту-учителю/квалификационный-экзамен
ГУО «Академия последипломного образования»
http://www.academy.edu.by/semenarikonfer/508.html
ГУО «Белорусский государственный университет физической культуры»