Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 11 человек

Советы родителям по воспитанию детей

Дата: 28 марта 2018 в 10:50

Родителям о воспитании детей

                          Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:

  • Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными     спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.
  • Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек и выходок.
  • Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны (обусловленная любовь), это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
  • Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены и от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
  • Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

Психологи советуют мамам и папам:

vДля установления взаимосвязи с детьми, для того, чтобы найти с ними общий язык, - СМОТРЕТЬ ДЕТЯМ В ГЛАЗА! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.

vДля ребенка ВАЖЕН ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Не обязательно целовать и обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваше прикосновение делает его более уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.

vВажно не количество времени, проведенного с ребенком, а КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Надо уметь ВДУМАТЬСЯ  в то, что ребенок хочет, ВСЛУШАТЬСЯ В ЕГО СЛОВА.

Давайте учиться любить детей так, чтобы они поняли это, почувствовали вашу любовь, - тогда и они станут в будущем хорошими родителями.

  

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

 Никогда не говорите ребенку, что он плохой (оценивайте не самого ребенка, а его поступок).

  • Выслушивайте все!
  • Ребенку крайне важно видеть ваши глаза, чувствовать вашу реакцию.
  • Будьте с ним вместе. Дом – это безопасный остров, а не только место, где контролируются удачи и неудачи, выносятся приговоры.
  • Верьте, что он хочет хорошо учиться. Ваша вера в то, что у него все получится, должна передаться ребенку.
  • Говорите сыну или дочери: « Людям должно быть с тобою легко». Не бойтесь повторять это.
  • Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: « Ты всегда так…», «Ты вообще….», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал не так, об этом и скажите ему.
  • Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
  • Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».
  • Внушайте вашему ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
  • Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух хорошую книгу: это сильно обогатит ваше духовное общение.
  • В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Принципы отношений родителей с детьми

  • Я не всезнайка. Поэтому я буду пытаться быть им.
  • Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
  • Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволяю детям учить меня.
  • Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
  • Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
  • Я – единственный. Кто может прожить мою жизнь. Поэтому я буду признавать и поддерживать чувство САМОСТИ у ребенка.
  • Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары.
  • Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

 

Жизненный цикл семьи, задачи развития и общие трудности

 

Стадии развития семьи

Задачи развития

Общие трудности

Семьи, воспитывающие детей (старший ребёнок от рождения до 30 месяцев)

Регулировать и поощрять развитие ребёнка.

Установить семейные отношения, удовлетворяющие и воспитывающие как родителей, так и ребёнка.

Изменения в брачных отношениях,

отношениях с родственниками и

членами своего круга.

Материнская послеродовая депрессия и снижение самоуважения.

Недостаточное реагирование на физические и ролевые потребности ребёнка.

Низкая степень удовлетворённости браком.

Напряжённые отношения с родственниками по закону.

Финансовые трудности.

Реакция на неромланое рождение.

Решение женщины о том, чтобы продолжать работать.

Семьи с детьми дошкольного возраста (старший ребёнок 2,2 – 6 лет)

Адаптироваться к потребностям ребёнка в поддержке процесса его роста.

(Для родителей) справиться с энергетическим истощением и недостатком частной жизни.

Принять новых членов в систему.

Рождение следующего (их) ребёнка (детей); потенциальное соперничество между сиблигами.

Повседневная забота, ролевая перегрузка, если мать работает.

Стресс и ограниченность свободы для тех, кто является родителями.

Трудности во взаимодействии с детьми.

Финансовые, брачные проблемы и проблемы повседневной жизни (как на ранних стадиях)

Семьи с детьми дошкольного возраста (старший ребёнок 6-13 лет)

Разделить ответственность за социализацию с внешними институтами.

Вписаться в общность семей с детьми школьного возраста конструктивным путём.

Поощрять достижения ребёнка в учёбе. Развить индивидуализированные роли, не основанные на семейной ответственности.

Трудность в эмоциональном самовыражении ребёнка.

Трудность с урегулированием новых влияний на семью со стороны школы, круга друзей ребёнка; конфликт с другой культурой.

Ребёнок, не подготовленный к школе; трудности взаимодействия с друзьями, боязнь школы.

Школьные трудности ребёнка.

Семейное насилие, унижение и насилие над детьми. Идентификация ребёнка, увеличивающаяся в школе.

Самый высокий уровень проблем женатых мужчин.

Трудности, связанные с принятием решений женщиной в профессиональной и школьной сфере.

Финансовые проблемы, проблемы отцов и детей, повседневные проблемы (как на ранних стадиях)

Семьи с подростками (старший ребёнок 13-20 лет)

Сбалансировать свободу и ответственность как факторы  развития подростка.

Увеличить гибкость семейных границ для того, чтобы дети могли приходить и уходить.

Развить партнёрство и идентичность в семье и вне семьи (в противовес родительским ролям и изоляции)

Конфликты родителей и подростков, особенно по поводу независимости.

подростковая преступность, нарушения статуса, использование наркотиков, беременность, безработица. Финансовые, брачные, школьные, повседневные проблемы (как на ранних стадиях)

Семьи, покидаемые молодыми взрослыми людьми (от момента, когда первый ребёнок уходит, до того, когда последний ребёнок покидает дом)

Отпустить молодого взрослого человека, не сохранять поддерживающую домашнюю базу с отношениями «взрослый – взрослый ребёнок»

Трудности в разделении.

Финансовые проблемы: расходы, связанные с учёбой в колледже, подготовка к уходу на пенсию.

Ребёнок (дети) – начинают жизненный цикл семьи как неженатые (незамужние) молодые взрослые люди или женатая пара без детей.

  

Золотые правила воспитания

(как создать и сохранить контакт с ребенком)

 

Любовь

Многие родители считают, что им ни в коем случае нельзя показывать детям свою любовь: это, мол, приведет к избалованности, эгоизму. Это не так. В се неблагоприятные личности черты как раз развиваются при недостатке любви, когда создается эмоциональный дефицит. Глубокий психологический контакт с ребенком – это универсальное требования воспитания. Основа для сохранения контакта – ваша искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Диалог

Обычно стихийно возникающая реакция взрослого – это позиция над ребенком. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства. Равенство позиций не означает, что родителям нужно снизойти до ребенка: им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».

Принятие

Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник, а просто так, за то, что он есть. Психологами доказано, что потребность в любви, в нужности другому – одно из фундаментальных. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, важен. Это проявляется в словах «Как хорошо, что ты родился», «Я рада тебя видеть», «Мне хорошо, когда мы вместе».

Необходимо с особенным вниманием относиться к оценкам ребенка. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа «Вот бестолковый!» Всем родителям необходимо понять: каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, наносит глубокий вред отношениям с ребенком, нарушает его уверенность в родительской любви. Если вы назвали своего ребенка недотепой, трудно ожидать, что он согласится с вами, и уж вряд ли это его заставит изменить свое поведение. А вот если обсуждению подвергся поступок, ребенок сам его оценит и сделает правильный вывод. Он может ошибиться и в следующий раз, по слабости пойти по легкому пути, но рано или поздно высота будет взята.

«Воспитательные фразы»

Высказывая свои чувства без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принимать решения. И тогда, удивительно, они начинают наши желания. Расширение прав особенно важно в подростковом возрасте. Вот как одна мама, грамотно строит фразу, прекратила ночные вылазки сына: «Ты уже совсем взрослый, мне неудобно каждый раз повторять: не задерживайся! Скажи сам, какое время кажется тебе наиболее удобным и какое самым поздним для возвращения?». Это развивает самоконтроль, личную ответственность.

Как наказывать?

Не бить! Устойчивость побоев в качестве наказания связана с довольно сильной внешней эффективностью метода, но эта эффективность со знанием минус. Физические наказания ведут к срыву тормозных процессоров коры мозга и буйству оборонительного рефлекса. Именно страхом объясняются крики ребенка: «Я больше не буду! Да, он подчиняется. Но неосознанно, из инстинкта самосохранения. Это не решает конфликта».

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем  делая ему плохое. Например, не взять на традиционную воскресную рыбалку. Важно, чтобы ребенок воспринял такое ограничение как справедливое (а дети обостренно чувствуют справедливость). Тогда ограничение превратится в самоограничение. Но очень важно не переборщить, не лишать его того, что необходимо для полноценного развития: еды, свежего воздуха, игрушек.

В каждом из родителей есть педагогическая жилка. В воспитании детей есть естественность протянутой руки. Ничего не надо искать, надо следовать самому себе. Естественно и искренне.         

  

Почему дети не доверяют взрослым?

 Во-первых, у взрослых есть свобода и возможность позволить себе всё: гулять где угодно, когда угодно и сколько угодно; идти куда захочется – никто не остановит; покупать и есть всё, что только душа пожелает. С точки зрения детей, имея всё это, взрослые должны радоваться жизни, быть счастливыми, а вместо этого они почему-то злятся, сердятся, кричат из-за каких-то пустяков.

Во-вторых, взрослые не всё знают.  И если их спросить о чём-нибудь, они отвечают невпопад и лишь для того, чтобы отделаться. Часто нельзя понять, то ли они шутят, то ли говорят серьёзно, или об одном и том же говорят по-разному: один так ответит на вопрос, а второй совершенно по-другому.

 В-третьих, взрослые не добрые и не справедливые, они только любят, чтобы всё делали по их желанию, подлизывались и льстили. Если они в хорошем настроении, то тогда всё можно – они всё прощают. Если у них настроение плохое, то ничего не разрешают, даже привычные вещи. Когда собираются вместе, они шутят и несправедливо дразнят детей.

 В-четвёртых, взрослые постоянно говорят неправду: если играть головным убором и крутить его – заболит голова; если съесть много конфет – в животе заведутся черви; если не слушать маму – заберёт милиционер; а когда проходит тётенька-врач делать уколы, обещают, что не будет больно. И  вообще они часто не выполняют  своих обещаний.

 В-пятых, взрослые не искренни в своих чувствах: наедине говорят о людях плохо, а при встрече с ними чуть не в любви признаются… Говорят одно, а думают другое. Постоянно требуют: скажи правду, скажи правду, а когда скажешь, ругаются, сердятся, обижаются.

 В-шестых, невозможно понять поведение взрослых. (Папа сидел склонившись над столом, а ребёнок радостно вбежал и потянул его за рукав, хотел рассказать пор своё открытие, но папа повернулся и сделал такое сердитое выражение лица и отругал так, что ребёнок всё забыл и ушёл обратно эмоционально разбитым. Как он мог догадаться, что папа паяет тонкую деталь и, когда малыш дёрнул его за рукав, горячий паяльник задел папин палец?)

 Я. Корчак пишет, что дети приобретают негативный опыт, если слышат опрометчивые высказывания в свой адрес; если несколько раз дать им понять, что их вопросы неуместны; если попытки что-то сделать самостоятельно – неудачны, если выдаются домашние секреты и т.п. Этот опыт заставляет детей относиться к взрослому как к прирученному дикому зверю, в поведении которого нельзя быть уверенным.      

 Кодекс родителей

Права родителей:

  • Избирать и быть избранными в совет школы.
  • Вносить предложения на рассмотрение совета школы.
  • Посещать отдельные уроки и мероприятия по согласованию с учителем и администрацией.
  • Принимать участие в оценке деятельности педколлектива.
  • Защищать права своего ребенка и честь семьи.
  • Обращаться к педагогу-психологу, педагогу социальному, администрации или в конфликтную комиссию по спорным вопросам в проблемной ситуации.
  • Выбирать профиль обучения ребенка.
  • Ходатайствовать о поощрении отдельных педагогов и учащихся.

 Обязанности родителей:

  • Быть ответственным за судьбу ребенка, создавать благоприятные условия  

       для его развития.

  • Быть семейным психологом, педагогом, врачом. А для этого посещать  

       родительские собрания, читать литературу. Главное в семье – это уважение  

       друг друга, общность интересов и дел, терпимость, защищенность каждого и 

       его самоценность.

  • Заниматься воспитанием постоянно, а не от случая к случаю.
  • Начинать воспитание ребенка с воспитания себя. Воспитание – это не 

       отдельные нравоучения, а вся жизнедеятельность семьи.

  • Любить ребенка и уметь выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой 

        интонации.

  • Обращаться с ребенком как с равным. Дети никогда не бывают для себя 

        маленькими, они всегда уже большие. Воспитывать в детях            

        самостоятельность.

  • Направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка. 

 Согласно Конституции РБ (ст.49), Закона об образовании (ст.5), Закона о правах ребенка (ст.14)  ответственность за воспитание детей несут родители.

  

Внимание

 Внимание родителей к ребёнку – это

  • отношение, это реакция и выражение отношения родителя к действиям, поступкам, словам ребёнка;
  • способ подкрепления поведения ребёнка. Поведение ребёнка необходимо исправлять по необходимости. При этом важно реагировать рационально и обстоятельно. 

Золотое правило внимания -  поведение ребёнка, подкрепляемое вниманием родителей – транслируется и закрепляется, поведение, которое игнорируется вниманием родителей – угасает.

  • Это активное слушание, так как слова детей таят в себе разные чувства детей.
  • Это понимание, что происходит с ребёнком.
  • Это проявление родителем своего участия в жизни ребёнка, что формирует у ребёнка ощущение нужности, значимости, уверенности в себе.

Внимание родителей проявляется к поведению ребёнка, его словам, чувствам.

Материнская депривация – это недостаток внимания к ребёнку со стороны матери, что приводит к нарушению психологического здоровья ребёнка.

Это проявляется в следующем поведении ребёнка: демонстративное поведение, воровство, капризы, употребление нецензурных слов, курение, алкоголизм,  демонстрация собственной неадекватности, инфантилизм.

Ребёнок чувствует себя ненужным, незначимым, заброшенным.

Через утешения родители часто отказывают детям в осознании того, что тебя слушают, слышат, понимают, в возможности прожить  чувства, тем самым выказывая своё невнимание.

Внимание иногда значит слушание:

ü    Слушать не только «ушами», но и «всем телом». Оно должно отражаться на вашем лице, выражаться в вашем голосе, в позе, в том,  как вы сидите. Иногда важно оторваться от всех дел (чтение, готовка, просмотр ТВ) и ПОСМОТРЕТЬ НА РЕБЁНКА. Посмотреть, но не уставиться с недовольным видом.

ü    Сконцентрируйтесь на ребёнке и попытайтесь понять, что он пытается вам сказать. Ребёнок не поверит самым правильным словам, если услышит раздражение в голосе…

ü    Слушать не всегда значит задавать правильные вопросы. В вопросе звучит много агрессии.

ü    Иногда правильно слушать – это означает молчать, иногда вставляя реплики «да», «понимаю», иногда поделиться собственным опытом.

 Подлинное внимание – это чтение между строк, умение за словами ребёнка видеть личность ребёнка с её чувствами.

Основные принципы по преодолению недостатков и ошибок в воспитании

 Стремитесь к оптимальному общению с подростком.

  1. Вырабатывайте в себе потребность систематически общаться с детьми в различных сферах деятельности.
  2. Учитесь овладевать определенными коммуникативны­ми умениями и навыками.
  3. Старайтесь быть наблюдательными, всесторонне изу­чайте своего воспитанника в повседневной жизни и дея­тельности.
  4. Вырабатывайте в себе способность проникать в мир чувств и переживаний подростка.
  5. Старайтесь вырабатывать в себе бодрость духа, опти­мизм, расположенность к общению с учащимися.
  6. Стремитесь вызвать в себе эмоциональный настрой на общение с подростком в конкретной ситуации.
  7. Старайтесь наладить контакты с подростком в обыч­ных и сложных ситуациях.
  8. Старайтесь создать в общении с учащимися творчес­кую атмосферу, заставляющую его думать, анализировать, находить ответы на возникающие вопросы.
  9. Вырабатывайте в себе способность увлечь подростка интересным для него делом.
  10. Стремитесь вызвать у подростка потребность анали­зировать свои поступки, желание стать лучше, заниматься самообразованием и самовоспитанием.
  11. Старайтесь уважительно, тактично, внимательно отно­ситься к подростку, щадите его самолюбие.
  12. Верьте в лучшее в подростке, стремитесь развивать в нем эти качества.
  13. Неустанно одобряйте хорошие проявления характера, психологически поддерживайте добрые поступки, труд души подростка.
  14. Старайтесь вырабатывать в подростке бодрость духа, положительный эмоциональный настрой, ощущение счастья бытия.
  15. Помните: главный метод воспитания — пример взрослого. Не уставайте совершенствоваться как личность, являть собой высокий нравственный образец для воспиту- емого.
  16. Вырабатывайте умение владеть собой, преодолевать раздражение, вспыльчивость, нетерпимость и т.д.
  17. Не уставайте любить своего воспитанника, помогите ему стать счастливым.

Заповеди педагогики сотрудничества, предложенные

родителям, для преодоления недостатков и ошибок в воспитании подростков

  1. Не унижайте достоинства подростка.
  2. Не угрожайте ему.
  3. Не требуйте того, что не соответствует его возрасту.
  4. Не допускайте непоследовательности в требованиях.
  5. Не требуйте от подростка немедленного повиновения.
  6. Не морализируйте, не допускайте назойливых нази­даний.
  7. Не потакайте подростку.
  8. Не опекайте его излишне.
  9. Не вымогайте у него обещаний.
  10. Не лишайте его права оставаться подростком [4].

В школе стало нормой как можно раньше выявлять но благополучные семьи — с первого класса, с начальной школы, чтобы потом знать, как лучше работать с такой се мьей.

Регулярно проводятся совещания при директоре, где классные руководители отчитываются о работе с неблаго получными семьями. Говорится, что сделано в каждой се­мье, что предстоит сделать, как поступить в той или иной ситуации. Классным руководителям даются рекомендации по работе с семьей и “трудными” детьми.

В школе есть несколько классов, где больше “трудных” детей из неблагополучных семей. Для того чтобы помочь учителю-предметнику- в работе с такими учениками, орга низуются педагогические консилиумы, разработаны также соответствующие рекомендации:

  1. Изучать и использовать в работе психолого-педаго- гические характеристики учащихся этой группы.
  2. Изучать причины кратковременной и стойкой неус­певаемости.
  3. Проявлять педагогический такт.
  4. Выяснять причины невыполнения домашнего зада­ния, качество выполнения домашней работы.
  5. Создавать ситуацию успеха для каждого ученика.
  6. Формировать интерес к работе на уроке.
  7. Формировать устойчивую положительную мотивацию достижения успеха для того, чтобы размыть “позицию не­успевающего”, повысить самооценку и психологическую ус­тойчивость школьника.
  8. Фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи школьника в учебной деятельности, самые, казалось бы, не­значительные успехи.
  9. Воспитывать у неуспевающего школьника уверен­ность в себе, в своих возможностях и изменять тем са­мым его отношение к своей неуспеваемости.
  10. Уделять особое внимание этой группе учащихся во время информирования о домашнем задании.
  11. Дать индивидуальные рекомендации родителям об оптимистической позиции по отношению к их ребенку (каждый ребенок хороший, надо уметь видеть в нем лич­ность).

На одном из педагогических консилиумов была утвер­ждена следующая памятка для родителей и учителей.

Трудности в общении с ребенком и пути их устранения

Типы плохого поведения. В чем проявляются. Как исправить поведение ребенка

Цель, кото­рую неосоз­нанно преследует ребенок

Поведение

ребенка

Реакция

взрослых

Ответ ребенка на реакцию взрослых

Рекоменда­ции соци­ального педагога

1

2

3

4

5

1. Привлечь к себе вни­мание

Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается и ДР-

Обращают внимание и раздражают­ся

Прекращает на время ка­призничать, затем снова начинает

  1. Игнориро­вать
  2. Обращать внимание, когда ведет себя хорошо
  3. Задать вопрос: “Мо­жет быть, ты хочешь, чтобы я об- ратил(а) на тебя внима­ние?”

1

2

3

4

5

2. Показать, что имеет власть над другими

Отказывает­ся делать то, что от него хотят

Пытаются использовать свою власть, начинает сердиться

Упрямится или усили­вает непови­новение

Избегать борьбы за власть

3. Отплатить, отомстить, взять реванш

Вредит или портит вещи, может ос­корбить

Считают ре­бенка под­лым и злым, чувствуют гнев, обиду

Чувствует себя оскорб­ленным, стремится отплатить еще и за это

Не показы вать свой гнев и обиду

4. Продемон­стрировать свою неспо­собность и неадекват­ность

Неспособен научиться самостоя­тельным на­выкам, тре­бует помощи

Соглашают­ся с тем, что ребенок ни на что не способен

Остается

беспомощ­

ным

Поверить в способности и возможно­сти ребенка, дать ему по­нять, что в него верят

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.